ИОАНН И МАРИЯ
Том XXIV , С. 272-273
опубликовано: 21 мая 2012г.

ИОАНН И МАРИЯ

Содержание

(2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские. Сведения об И. и о М. сохранились в Устюжском летописном своде, cоставленном в нач. XVI в. (ПСРЛ. Т. 37. С. 30, 70). Там приводятся сообщение, восходящее к Лаврентьевской летописи, о восстаниях против монголов в 1262 г. в Ростове, во Владимире, в Суздале, в Переяславле (Переславле-Залесском), в Ярославле и устюжское предание о крещении в Устюге монг. сборщика податей «богатыря» Багуя (Буга) (текст предания практически идентичен в разных редакциях летописного свода). «Ясащик» Багуй был жесток по отношению к жителям Устюга. Так, за неуплату ясака он насильно взял в наложницы некую девицу (имя девицы в раннем варианте предания не названо). Когда в рус. городах вспыхнуло восстание против монг. наместников и устюжане решили убить Багуя (в Устюжском летописном своде это решение объясняется получением в городе грамоты кн. св. Александра Ярославича Невского о том, «что татар побивати»), девица предупредила Багуя. Он же, «пришед на вече, и добил челом устюжаном на их воли креститись, а з девицею венчатись». Багуй получил в крещении имя Иоанн. Однажды на соколиной охоте И., утомившись, заснул под деревом на Сокольей горе. В сонном видении ему явился св. Иоанн Предтеча и повелел заложить на этом месте посвященную ему церковь. И. исполнил повеление, устроив храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В Устюжском летописце (содержит известия по местной истории, создан не ранее кон. XVII в.) сообщается, что впосл. здесь был основан мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи («Место же тои горы увал и доныне тако проименовася Соколья гора от Предотечевского монастыря» (Там же. С. 104-105, 110)). В Устюжском летописце и в «Летописце о великом граде Устюге» свящ. устюжского Успенского собора Льва Вологдина 1765-1767 гг. названо имя девицы, с к-рой сочетался браком Багуй,- Мария. В «Летописце» свящ. Льва Вологдина также указана дата крещения Багуя - 1267 г. (Там же. С. 129-130).

Нек-рые детали текста предания позволяют видеть в нем местную запись XIII в. По мнению А. Н. Насонова, посылка кн. Александром Невским грамоты в Устюг о сопротивлении монголам является вполне возможной, поскольку в нач. 60-х гг. XIII в. на Русь приезжали сборщики дани не от хана Золотой Орды Берке, но от имп. Монгольской империи Хубилая. Вслед. этого изгнание в 1262 г. монголов из рус. городов не должно было вызвать и не вызвало карательных мер со стороны Золотой Орды, и, т. о., кн. Александр Ярославич мог быть одним из инициаторов восстания (см.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва: Ист.-геогр. исслед. Монголы и Русь: История татар. политики на Руси. СПб., 2002. С. 254-258). Другим свидетельством в пользу древности рассказа об И. и о М. в устюжском летописании является упоминание о вече, к которому обратился Багуй, поскольку в XIV в. сообщения о вечевых собраниях в городах Сев.-Вост. Руси перестают встречаться в источниках.

В сказании об И. и о М. заметны мотивы народных преданий о богатырях. Вероятно, рассказ об И. и о М. первоначально бытовал как устное предание и благодаря этому в нем сохранены нек-рые фольклорные черты. Данное сказание вошло в Устюжский летописный свод наряду со сказанием о преподобном Киприане († 1276) - основателе устюжского во имя архангела Михаила монастыря. В поздних версиях церковного Предания современниками и собеседниками И. и М. названы Устюжские святые прп. Киприан и блаженный Прокопий († 1303), но это не подтверждается источниками.

И. и М. почитались в Устюге как праведные супруги. В ряде списков «Описания о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.) М. названа сестрой И. С XVI в. известна гробница святых близ устюжской Вознесенской ц. на Старом торгу, упоминаемая в Похвале блж. Иоанну Устюжскому: «И древних онех чюдотворцех того града Устюга: о праведницех о Иоанне и Марии, положенных у Вознесения Христова...» (РГБ. Муз. № 1365. Л. 195, XVI в.). При построении в 1648 г. каменной Вознесенской ц. на месте сгоревшего деревянного храма погребение святых оказалось в приделе в честь Воздвижения Креста Господня близ сев. стены, под окном. Согласно писцовой книге 1676-1683 гг., гробница И. и М. в Вознесенской ц. была украшена покровами и образом святых; в храме также хранился «образ святых праведных Иоанна и Марии, писаны на листовом золоте». В результате многократных перестроек храма гробница была утрачена, в память о ней на внешней стороне стены, в нише под окном, находился образ святых. Канонизация И. и М. подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г.

Ист.: ПСРЛ. Т. 37; Описание о российских святых. С. 148.
Лит.: Попов А. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря // Вологодские ЕВ. 1865. С. 15; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258; Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 142; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 34-38.
А. Н. Власов

Иконография

Подлинники так описывают облик И. и М. под 15 или под 25 мая: «Иоанн сед, брада Богослова, не плешив, ризы прос[ты] Иоакимовы» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 165; см. также: РНБ. СПбДА. А.II.546. Л. 28 об.), к тому же тексту может быть добавлено: «...киноварь, испод голубец. А инде аки Иоаким Богоотец, брадою надсед, в рубашке, а Мария аки Иулита» (БАН. Строг. № 66. Л. 110). О М. говорится: «...риза празелень, испод бакан, в правой руке крест, другая молебна» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 161).

В 1683 г. в ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге находилось 2 иконы И. и М.: одна «на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске», другая была выполнена на листовом золоте, «в облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмяные золочены» (Верюжский. Вологодские святые. С. 51-52).

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 128.
Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
  • АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • ГЛИКЕРИЯ († ок. 1522), прав. дева (пам. 13 мая и в Соборе Новгородских святых)
  • ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ЕВДОКИМ (807 или 809 - 840 или 842), прав. (пам. 31 июля)
  • ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.)
  • ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли)
  • ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида
  • ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), Сольвычегодская, Ульяновская, прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • МАРИАМНА († I в.), прав. (пам. 17 февр.)
  • МЕЛХИСЕДЕК прав. (пам. в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец), свящ. ветхозаветный и царь